...

...

суббота, 2 октября 2010 г.

Как я был студентом


2 октября 2010 г.
Наверное, писать такие опусы надо бы "с чувством, с толком, с расстановкой", роняя слезы умиления на клавиатуру и шмаркаясь в строгий офисный галстук. А начинать с восклицания: "Ах, какие это было денечки!" Ага, щас, растрогался...!
О студенческих годах мог бы получиться целый романище, поскольку мое студенчество совпало с крутыми историческими событиями: борьба за независимость Украины в начале 90-х, студенческая "Революция на граните", "путч", развал СССР, суровые 90-е. Во всем этом я тогда принимал некоторое участие, иногда — даже слишком активное.
Но, во-первых, я писать ленив, а во-вторых — формат блога... Сразу даже слегка растерялся от сложности предложенной задачи, но потом все же решил принять эстафету от Вадима.

Вот стою, держу весло...
Лирическое отступление. СССР трещал по швам, экономика страны подавала последние признаки жизни. В республиках активизировались националистические движения. Очереди за всем, что можно жрать, курить, бухать. КПСС все еще в силе, но уже на последнем этапе разложения. До путча еще почти год. До окончательного развала Империи — немногим более года.



Смешно, но слово "был" а в этом случае для меня не подходит. Я "вечный студент". Решительно послав в конце 5-го курса куда подальше свой элитарный факультет своего супер-пупер университета, обеспечил себе статус "вечного". Это был шок для многих. Пришлось "друзей успокоив, и близких любя", раз в пятилетку обещать всем "окончить", "добить", "сделать это", "получить этот чертов диплом". Но вот прошло уже несколько "пятилеток надежд"... и впереди только вечность. Когда я крайний раз (не последний, — обещаю) заглянул на факультет (где меня всегда встречали очень по-доброму, как библейского блудного сына) и увидел список своих академзадолженностей по сорока (!) дисциплинам, то решил не суетиться и подождать еще — авось, через десяток лет их отменят, как полную ересь и информационный мусор (чем большинство из них и есть на самом деле).
Впрочем, слово, которое я дал своему первому декану, вытащившему меня на первом курсе из глубокой жопы (которую я сам себе организовал "политикой", юношеским вольнодумством и разгильдяйством), я сдержал... И держу его до сих пор, несмотря на то, что этого мудрого человека уже нет в живых. То есть, по специальности работаю до сих пор и продолжаю "овладевать знаниями"... А относительно диплома я ему ничего не обещал.
О чем же рассказать, что самое яркое? Может быть, о...

... О-о
"О колхозе расскажи им, о первом твоем колхозе", — подсказывает чей-то знакомый веселый голос из глубины времен. Да, конечно же, когда я был студентом, все начиналось с полей. Именно с тех, из которых доносится "Налей!"... Ну, был такой аттракцион идиотизма для первокурсников. Учеба начиналась с высылки всех "духов" эдак на месяц в какое-нибудь зажопье помогать селянам собирать урожай. Для знакомства и студенческого сдруживания.
... Я не знаю, какой мудак выбирал для нас район базирования: выбросили под вечер из автобусов под проливной дождь и сказали подождать. Потом, когда нашлось тело с ключам, загнали в сырой "фонящий" барак. Измерили радиацию (тогда это практиковалось — эхо Чернобыля) — мама не горюй, счетчик Гейгера трещит как ненормальный. "Размещуйтесь", — говорят представители колхоза. — Оце розбырайтэ пока шо матраци, а крувати вам до ночи пидвезуть. Сосрання — на роботу".
Все в легком ахуе. Девочки как-то притихли и ждали реакции сильной половины "трудового десанта"...

... Мы быстро "перетерли" между собой ситуевину, а потом случилось то, чего никак не ожидали представители местной власти от студентов. Мы взбунтовались, быстро определившись с вожаками. Забастовка вспыхнула моментально, будто по предварительному сговору (а тогда это был весьма смелый поступок: забастовка, пусть и студентов, — ЧП. Можно было не только из универа вылететь, но и загреметь в "места не столь отдаленные"). Приехавший усмирять скандал председатель, а с ним и глава партячейки колхоза, были посланы открытым текстом нахуй.
Беспорядки не прекратились даже после переселения нас в относительно чистый барак на скотоферме. Какое-то время руководители группы вели переговоры с местным активом, пытаясь спокойно уладить ситуацию. А мы до наступления темноты по-быстрому мрачно сколачивали под дождем двухэтажные нары из местных кроватных запчастей. С нашей стороны это было тактическим отступлением — сокурсники "афганцы", как люди бывалые, быстро просекли ситуацию и объяснили нам, что надо оборудовать долговременные позиции — автобусы наше руководство легкомысленно отослало в Киев (мобильников тогда еще не было), а ночевать на голом полу... Разумеется, в первую очередь сколотили нары девчонкам.
... Бастовали почти неделю. Время от времени отвлекались на короткие переговоры с местным активом (с неизменным посыланием последних к хуям), раззнакомливались, пили и пели. Именно там я впервые услышал песни Летова, Янки. Именно там я узнал, что 6-7 км до местного спиртзавода — не расстояние. А пиво может быть быстро перенесено на эту дистанцию не только в ведрах, но даже в тазике. И не только перенесено, но и втиснуто и перевезено в маленьком, заполненном местным населением ПАЗике (это такой маленький автобус), а также гужевым транспортом.
... Нас вывезли оттуда на каких-то грузовиках, довезли до ближайшей ж/д станции, где мы загрузились в "тягу" на Киев — уставшие, опухшие от алкоголя, непобежденные и веселые. Так начинался первый курс.

А потом было много чего. Похвастаться, что был прилежным студентом, не могу. Раздолбай тот еще. Ситуативная студенческая борьба с советским режимом, веселые сейшины в общагах, профилакториях и на дачах. Кошмары сессий. "Хвосты" и "автоматы". Подрабатывал, конечно (с деньгами в те времена было туго). Почему-то времени, как правило, хватало на все. Много песен и стихов, причем иногда и собственного сочинения. Первые жестокие разочарования и маленькие победы. Потом какой-то мутный бизнес. Потом все скопом — коту под хвост. Но это был драйв. ДРА-А-А-ЙВ!!!
Мне тогда удивительно везло (да и сейчас иногда везет) на людей фантастически интересных. Мы были, наверное, последним курсом на этом факультете, кому так повезло с преподавателями. Например, украинскую литературу преподавал очень умный и веселый артистичный дядька, похожий на ДеВито. Он знал очень много, в том числе разбирался в санскрите. Мог наизусть цитировать и толковать фрагменты из "Махабхараты" и "Рамаяны" (если кто понимает, о чем речь).
Практическую стилистику русского языка (да, в те времена украинские студенты на журфаке изучали и это) преподавал человек-загадка, ярчайшая личность, великий теоретик, ставший впоследствии известным на территории СНГ (и далеко за его пределами) специалистом по информационным войнам. Правда, некоторые мои знакомые, попытавшиеся реализовать его наработки в этой области для региональных избирательных кампаний, утверждали, что "в теории — феерично, а на практике — говно". Как-то не так работали они на практике, или мы чего-то в них не поняли.
Было много других, не менее интересных людей, о которых можно рассказать много, а обойтись парой фраз — вроде как пренебрежение.

Почему-то в студенческих "мемуарах" редко кто вспоминает о военной кафедре. Я обожал "военку", хотя поначалу шел туда вынужденно, имея весьма негативный опыт знакомства с советскими военкоматами (уверен, что они мало изменились с тех времен). Но теперь эту кафедру могу вспомнить "со слезами умиления". Вот здесь я был одним из самых прилежных студентов. Наш куратор — подполковник Х — оказался весьма неординарной личностью. Опытный специалист по огневой подготовке, он на первом же занятии объяснил нам, куда мы пришли, и твердо пообещал "сопливым гуманитариям и раздолбаям", что научит нас "жизни" и владеть оружием так, "чтоб ему не было стыдно за нас". И научил. Надо добавить, что военная кафедра лучшего университета республики (и одного из самых престижных в стране) была укомплектована в то время отличными специалистами, а также всеми необходимыми пособиями. И эти специалисты действительно учили, а не просто начитывали лекции. Мы занимались один раз в неделю, но с 9 утра до 4-х вечера, очень много давалось огневой подготовки и тактики. Оружия для нас не жалели, патронов — тоже, а вот такой фигней, как строевая, почти не напрягали. Работали почти со всем основным стрелковым оружием, стоящим тогда на вооружении армии (правда, "мух", "шмелей" и прочих насекомых нам не досталось, но и без них было чем развлекаться). Тактику преподавали бывшие "афганцы", реально воевавшие. Каждое тактическое задание разбирали на реальных примерах той войны, а стрельбу обязательно отрабатывали каждый "военный" день. Было очень интересно, всех этих преподавателей действительно уважали. За знание, за опыт, и за любовь к своему делу, которому они СТАРАЛИСЬ научить нас.

***
Мы разбежались по миру после окончания учебы и игнорируем "большие" встречи выпускников. Но судьба иногда сталкивает нас в жизни. Как-то через годы как-то встретил своего однокурсника в одном солидном государственном учреждении. Оказалось, что мы оба работаем в одной конторе, но на разных этажах. Думаете, серые будни госчиновника разнообразить сложно? Зря. Через неделю мы, задобрив местных строгих сисадминов, умудрились завязать второй "Квейк" по "сетке", где в боях участвовало одновременно более 20 человек. Кстати, большинство "бойцов" — солидные люди, а "зеленых" стажеров даже не считаем. А еще мы... Но это уже совсем другие истории.


Не буду утверждать, что студенческие годы были "самыми лучшими в моей жизни". Но это были хорошие годы, прожитые не впустую. А вот большинство знаний, полученных в универе, оказались, мягко говоря, "для общего развития". И хотя с тех пор методики обучения сильно изменились, но даже сейчас очень часто дипломированных специалистов приходиться переучивать. А вам знакома фраза: "забудьте все то, чему вас учили в институте..."?

Ну, кто готов принять эстафету?

8 коммент. :

Вадим on 2 октября 2010 г. в 23:14 комментирует...

Отличный пост. Хорошо излогаешь, однако :)

ХЗ on 3 октября 2010 г. в 02:29 комментирует...

"А вам знакома фраза: "забудьте все то, чему вас учили в институте..."?"

Я вам как вечный студент вечному студенту:
Сегодня порой благо, когда хоть чему-то учат.)))

Алёха on 3 октября 2010 г. в 20:39 комментирует...

Вадим, я старался оправдать доверие:) Написал три черновых варианта:)
На "свежую голову" перечитал... Эх, нужно было еще доработать. Но пусть уже остается таким:)

Алёха on 3 октября 2010 г. в 20:56 комментирует...

Александр, а может приоткроете тайну жития-бытия студентов театрального?

ХЗ on 5 октября 2010 г. в 00:13 комментирует...

Алексей, какое бытие?
Одно небытие.

Хоть бы нашелся один студент в моей академии искусств, с кем можно было поговорить о бытие, один быт всех волнует.
Толи дело, когда я учился в политехе)

Алёха on 5 октября 2010 г. в 15:12 комментирует...

Ага, значит, все же политех обеспечил "путевку в вечность"?:))

А вот шутить, Александр, относительно небытия не советую: бывали, знаете ли, прецеденты;)

Кстати, нашел в Сети забавное определение вечного студента:
"Вечный студент — легендарный студент, который отправился в вечное путешествие по земле, чтобы обрести истинные знания, изучая всевозможные науки и дисциплины, но которому так и не суждено никогда эти знания обрести.
(...)
По легенде, вечный студент не может умереть и никогда не стареет. Он живет идеей, и в каком-то смысле сам есть идея, облаченная в плоть. Вечный студент вынужден скитаться вечно, переходя из страны в страну, из века в век, ведь знания людей тоже меняются. Возможно, когда наступит судный день, вечный студент признает, что истину он постичь не может, и тогда он будет прощен"...

ХЗ on 6 октября 2010 г. в 02:05 комментирует...

Да, но вас обошла одна участь вечного студента - армия. У нас кафедры не было(

А как я туда попал - это целая история. Пьянка, ночная дискотека, утром какое-то женское тело рядом (ничего не было, случайно в общаге не в той комнате заночевал, отчисление не повод выселяться с общаги). Страшный бодун. Я, протирая глаза, ребята, а какой сегодня день? Мать моя, меня чего-то в военкомат вызывали. В военкомате (около обеда): мать, мать… мать, мать, а где это ты утром был? Мы уже твое дело в прокуратуру отправляем. Чтобы через час был в областном военкомате, оттуда автобус отправляется. В областном военкомате: мать, мать… мать, не в пограничники, а в стройбат! Последняя перекличка: Петров… Петров! Мать, мать… (Петров пьяный под лавочкой и его никто не видит). Мать, мать, мать… - так я не попал в самые элитные войска. Я в автобусе, играется прощальный марш, все целуются, я как… и про себя: мать, мать моя, мамочка, ты даже не знаешь что сынка в армию... Едем, я только щетку успел купить, кто-то из под пазухи водяру глотает. А у меня душа просыпается. Приехали. Я в новенькой с иголочки форме. Сержанты: мать, мать, мать… Отбой. Нет еще не отбой. Отбой. Нет еще не отбой. Отбой. Нет еще не отбой. Долго учимся ложиться спать. И вот тогда, я понял, что оставшуюся жизнь посвящу обретению истинных знаний…

"Он живет идеей, и в каком-то смысле сам есть идея, облаченная в плоть."
Занес в дембельский альбом (долго выводил буквы).

Алёха on 6 октября 2010 г. в 22:48 комментирует...

Она меня не обошла - я ее избежал, исчезнув из системы:) Потом, лет через десять, я появился и попытался выяснить, где, мать их всех за ногу, мой военный билет. Вы себе даже представить не можете, с каким завидным упрямством мне доказывали в военкомате, что меня нет. И никогда не было. Тогда я плюнул под ноги и медленно растворился в воздухе. И больше там не являюсь:))

 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger