...

...

понедельник, 22 ноября 2010 г.

Осенняя прогулка по Киеву


22 ноября 2010 г.
Выбрались недавно с верной боевой подругой побродить по Киеву. Потому как дичаем: в городе живем, в пробках стоим, в толпах — толпимся, а города и не замечаем. А тут выходные среди рабочей недели случились, и есть время (и настроение) пошляться. Ну если по правде, я предпочел бы проваляться на диване отдыхая от интернетов с двумя свиснутыми накануне из отцовской библиотеки раритетами — лемовскими "Звездными дневниками Ийона Тихого" и не менее пыльной (хотя и относительно современной) книгой о разведчике Абеле (он же — Вили Фишер). Но когда я уже облизывался в предвкушении, меня  грубо прервали и потребовали "вынь да положь" обещанную прогулку.
Она хотела гулять, я — если гулять то и фотографировать. Она согласна была гулять со мной и смотреть, как я фотографирую. И не мешать. И даже подержать в ответственный момент всякие фотографические "огнеприпасы". Самоотверженная женщина, люблю ее.

В будний день гулять по Киеву как-то не очень... Много машин, очень много народу. И все снуют туда-сюда. Меня удивляет такая людская зарыбленость улиц в самое-самое рабочее время. Ну ведь создали ж умные люди всякие "одноклассники", "вконтакте" etc. Ну и сидите по офисам, насилуйте друг-друг мосК. Нет же, сцуко, мало, — надо обязательно еще и на улицу вылезти:)).

... Киев меняется, несмотря ни на что, и уже появляется ощущение, что ты турист в этом городе. Похоже, что так оно и есть. Сколько бы ни ходил, всегда открываешь для себя что-то новое, даже там, где все вроде знакомо. Где-то исчезают уютные старые дома и на их месте строятся новые — многоэтажные железобетонные уебища.

Но появляется и много замечательного. Например, приятные ненавязчивые памятники. А еще стены домов (и вообще стены) начали разрисовывать профессиональные художники. Причем, эта "движуха" развивается. Одни рисуют из "идейных" соображений, кто-то — в рамках различных столичных арт-акций. Одна из них — стены киевских домов начали разрисовывать в стиле мурализм (от испанского "стена") — ныне популярная в мире форма художественного самовыражения.
Журналисты сообщают, что пока в проекте участвуют украинские художники, а вскоре к ним присоединятся муралисты из Германии и Франции. Пока киевские власти дали "добро" на роспись 13-ти фасадов в Шевченковском и Печерском районах города. По окончанию фестиваля организаторы выпустят первый в Украине каталог мурализма.

Но это совсем не "первая ласточка". Вот, например, граффити на стене дома на углу улиц Стретенской и Стрелецкой — совместный плод усилий Киевской ландшафтной инициативы (это такая общественная организация) и скульптора Константина Скритуцкого. Однажды пробегал по делам служебным, увидел, удивился: "Что за...", и тут же забыл. Теперь вот рассмотрел заново. Если честно, — ничего "супер-пупер", но все же приятно посмотреть.
Правда, так и не смог найти удобный ракурс, поэтому назовем это "Пейзажем с элементами работ скульптора Скритуцкого на фоне вечернего осеннего солнца".
Кстати, внизу на фотографии можно рассмотреть его же работу — скульптуру балерины, вырезанную из погибшего дерева. Ее мы не заметили и прошли мимо по другой стороне улицы. Поэтому для "детализации" пришлось позаимствовать чужую фотографию. Симпатюлька.

Не заметил и самого классного в мире ежика — "Ежика в тумане". А он есть — притаился на стыке улиц Золотоворотской, Рейтерской и Георгиевского переулка.
Если будете проходить мимо — суньте ему "за пазуху" монетку. На счастье.

Добавлю еще относительно киевских надомных изображений. Есть одна картина, которую я раньше часто видел из окна маршрутки (и не разу не пришел посмотреть вблизи) и которая мне нравится — на доме у сквера Шота Руставели.







Странный дом
Мрачноватый дом, не правда ли? Это если смотреть на него сбоку. Но это одна из архитектурных достопримечательностей Киева — Дом врача (архитектор — Павел Алешин). Расположен на углу улиц Большой Житомирской и Стрелецкой. Построен в 1928-1930 гг. по заказу кооператива медицинских работников.
О нем есть даже статья в Британской энциклопедии.
Вот как описываю его справочники: "...В здании присутствуют аскетичность внешних форм и одновременно с этим — классическое совершенство интерьеров. ...Функционально, это настоящая "машина для жизни". В доме были предусмотрены библиотека, прачечная, прогулочная крытая галерея, клуб. Был свой солярий и холодный шкаф (в то время служил холодильником). В общем, был использован каждый полезные сантиметр площади — все очень эргономично.
Наибольший интерес представляют сами квартиры, где все сделано для комфортной жизни. Первое, что бросается в глаза — это четко выполненное разделение рабочей и жилой зоны квартиры. С парадной лестницы вы попадаете в просторный холл и далее — вас либо принимают в расположенном в просторном и освещенном со всех сторон кабинете, либо вы проходите в библиотеку, где по всему периметру, от пола до потолка, стоят встроенные в стену книжные стеллажи..."
 Но как-то мне во все это слабо верится. Мрачный дом.




Пейзажная аллея
Но уйдемте скорее из этой суеты — достаточно пересечь Большую Житомирскую и через дворики — на Пейзажную аллею. Трудно поверить, но всего несколько минут — и вот уже исчезло давление города. Только что он нависал над тобой, а теперь испуганно отбежал и лег, выжидая. Разумеется, это иллюзия и где-то там, скрытый холмами, мой офис, там "нижний" Киев, там кипит жизнь, а здесь неправдоподобная тишина.


На фотографии внизу видны крыши "потешных" домиков для очень богатых клиентов —  застроенная историческая часть Подола: урочища Гончары и Кожемяки. В историческом заповеднике на руинах древнего города построена "аристократическая" "Воздвиженка". К нему я планирую еще вернуться... по первому снегу.


Аллея извивается по холмам и приводит к необычной детской площадке. Здесь вас встретит длинная-предлинная керамическая кошка-сороконожка — кошка Ночка. Тут же из-за угла к ней выходит некий кот. Имя кота история умалчивает.
Здесь же, на Пейзажной аллее, скульпторы создают сказочный проект, где уже есть и слон-фонтан, девочка с расшалившимися котятами, есть и некоторые существа из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес" (работы скульптора К.Скритуцкого).

Ее, правда, еще не полностью завершили, но уже есть гусеница, кролик и Чеширский кот. Алису обещают в декабре. Здесь же установлена фигурка Маленького принца — героя сказки Сент-Экзюпери, подаренного Киеву Французским культурным центром.

Но не все так просто и безоблачно. Волшебная страна на Пейзажной возникла в пылу войны горожан с козлами чиновниками из украинского МИДа и горсовета, которые захотели здесь построить для себя элитную многоэтажку (борьба за Пейзажную аллею ведется с 2004 г., когда Киевский горсовет отдал эту территорию МИДу под строительство дома. Благодаря протестам киевлян — жителей близлежащих домов и активистов — Верховный суд признал строительство незаконным. Чтобы укрепить юридическое решение, киевляне построили на Пейзажной аллее скверик с оригинальными скульптурами. Но в этом году по инициативе МИД судебные разбирательства возобновились "по новым обстоятельствам").
Добавлю, что Национальный союз художников признал сквер на Пейзажной аллее произведением искусства. Кроме того, Пейзажная улица входит в заповедник "Древний Киев", охраняемый ЮНЕСКО.


Но пойдем дальше, к фундаменту загадочной Десятинной церкви. Никто точно не знает, как изначально выглядела эта церковь (построена ориентировочно в 996 г., разрушена в 1240 г. во время защиты Киева от орд Батыя). Много позже предпринимались попытки реконструкции.
В ХХ веке рядом с этим местом построили здание исторического музея, а остатки фундаментов церкви и соседних княжеских дворцов выложили камнем — получился небольшой исторический парк. Я еще помню тот каменный фундамент.
Последний удар по загадке был нанесен в 2005 г. после того, как тогдашний Президент Виктор Ющенко подписал указ о ее восстановлении — каменный фундамент разобрали и начали копать. Уже почти пять лет, как место раскопок вместе с древним сквериком в центре Киева огорожено гумозным зеленым забором.

А ведь были очень интересные идеи. Одна из них — не восстанавливать церковь, а оставить фундамент, а в темное время суток световыми лучами создавать образ мифического храма. Думаю, современные технологии позволили бы создать одно из настоящих чудес света — призрачную древнюю церковь.
Но пока варварство и зеленые заборы в моей стране — норма.
Кстати, современные попы под шумок уже успели застолбить себе здесь место: выстроили нечто лубочно-культовое.

Пока не знаю, что с этим всем безобразием делать, но все чаще появляются мысли о покупке оружия.

Подол. Сумерки.
Сделал "на удачу" несколько фотографий "с руки" на длинной выдержке моего любимого времени суток, когда опускаются сумерки. Вот еще несколько минут и включится уличное освещение, но пока можно наслаждаться.

Здание бывшего Синайского подворья


Темнота обетованная

Нижний Вал

 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger