...

...

пятница, 30 марта 2012 г.

Читающий андеграунд


30 марта 2012 г.

Жене сказал, что пошел к любовнице,
любовнице сказал, что пошел к жене,
а сам взял книжки, залез на чердак - и читать, читать и читать...

Фото — Елена Татульян

С какого-то пэрэляку журнал "Корреспондент" сделал внезапный как понос вывод — Украина стала европейским аутсайдером по числу людей, читающих книги. По-моему, это умышленное и нечестное нагнетание "страстей": "В стране из-за отсутствия моды на образованность, старых библиотек и высоких цен исчезла традиция чтения, а значит, под угрозой умение нации критически мыслить и творчески обрабатывать информацию", — пишет журнал.



С чего бы этот юношеский максимализм, — хочется мне спросить этих журналистишек, — в какой-какой стране, мудозвоны, "отсутствие моды на образованность"?
Нет, ну можно согласиться с тем, что цены на книги, действительно, слишком высокие. Но кому это мешает читать?
Читают и читать будут. И никуда традиция не исчезала.

Если, допустим, взять и сосчитать, сколько я книг купил за последний год, то можно сделать вывод, что я вообще не читаю. Это если тупо считать мои затраты на книжном рынке.
Но как же быть с "манускриптами" (распечатками книг, скачанных из Сети), которыми завален мой письменный стол (часть "манускриптов" кочует по близким и знакомым, у которых нет возможности "читать с экрана")? А с мегабайтами электронных копий книг в нетбуке и на жестком диске компа?
Да, я, как и многие, занят на работе до вечера, но ведь существует еще и ночь. Да, иногда зачитываюсь до рассвета, не высыпаюсь... Но это мои проблемы, я ведь не жалуюсь. И уверен, что немало таких людей, которые так же часто "совят" с книгой/"манускриптом"/ридером глубоко за полночь.
И это я говорю только о чтении для удовольствия, а сколько людей "в обязы" корпят за учебниками, "мануалами", самоучителями...

Но журналисты — они зачастую "кое-какеры". И многие уже забыли, что такое качественное журналистское расследование (или исследование). Действительно, зачем тратить время и деньги на "авторский" средненький соцопросик, аналитику, если можно взять и ничтоже сумняшеся написать: "... по оценкам исследовательской компании GfK Ukraine, для 73% населения страны чтение не является сферой интереса, а каждый четвертый украинец не открывает книг вообще".
По-моему, явно "спотолочные" данные.
Кстати, учтено ли в исследовании прочтение детских книг и сказок еще неграмотной малышне?:))

А подростки как?
"В лучшем случае молодые украинцы просматривают интернет-материалы, но это, скорее, лишь утоление информационного голода. "У нас выросло поколение, которое не застало вокруг себя в жизненном пространстве книг, если их не было в домашней библиотеке у мамы и папы", — цитирует журнал украинскую писательницу Оксану Забужко.
Нет, Оксана Стефановна, — сказал бы я ей. — Вы слишком сгущаете краски. Читают они книги. Но ваших книг, скорее всего, не читают. Очень уж вы ну-у-удная, пани Оксана.
Нет у вас ни новых идей, ни ярких впечатлений.
Они, подростки, читают другие книги. Понятное дело, что им больше интересна литература, где "всегда есть место подвигу", пусть и в "невзаправдашних" мирах, где есть добро-не-за-бабло, куда можно "уйти" от холода и жестокостей реальности. Но и серьезные книги они тоже читают. Вот только поделиться мыслями и впечатлениями о прочитанном им зачастую не с кем. Вот чтобы с людьми старшими, но серьезно, откровенно и без этого: "да что за фигню ты читаешь...".
Но это уже из другой сказки.

Электронная выручалочка
Еще недавно был противником электронных книг (ридеров), считая их не только неполноценной заменой книг бумажных, но и наглым агрессором, уничтожающим настоящую книгу.
Теперь же, взвесив все "за" и "против", изменил свою оценку этого новшества. Нет, я по-прежнему не считаю ридеры достойной заменой хорошей бумажной книге. Тем не менее, электронные книги — очень даже полезное изобретение современности.

Причин такой переоценке было несколько. Во-первых, исчезла боязнь, что "электронный формат" вытеснит бумажную книгу. Поразмыслив, я пришел к выводу, что хорошая, с любовью созданная книга — с качественным контентом, грамотно иллюстрированная (кстати, немаловажно) — выдержит испытания временем и технологиями. Более того, книгоиздание еще вернется к нам новым, переосмысленным, серьезным искусством.
Сейчас же "электроника" успешно помогает бороться с огромным валом низкопробного чтива, макулатуры, захлестнувшим книжный рынок еще в прошлом веке.
Ридеры позволяют без особых финансовых затрат (не считая стоимости самого ридера) перелопачивать море информации в любом удобном месте и в удобное время.

Реальную пользу ридера я ощутил, когда, уезжая прошлым летом отдыхать "в глушь", взял его во временное пользование. Список книг, которые мне хотелось прочитать или хотя бы ознакомиться, был относительно большим — более двадцати наименований. Первая проблема — денег на покупку всего списка желаемого не было; вторая — как все это дотащить до "стойбища".
Пришлось выбирать меньшее зло — залить электронные тексты в ридер.
Ну что ж, результат, как говориться, налицо.
1. За две недели просмотрел все книги, но полностью прочитал не больше семи. Остальное чтиво оказалось никуда не годным.
2. Из всех прочитанных сочинений я ничего не захотел купить в "твердом" варианте для своей библиотеки. В лучшем случае, все эти "супер-пупер" книги с трудом дотягивали до уровня "на одно прочтение". Возвращаться к ним снова я точно не буду.
В то же время, в моей "бумажной" библиотеке много книг, которые я перечитывал много раз.
То есть, ридер не только сэкономил мне деньги (считай, он окупился уже с половины не купленных "пустых" книг), но и нервы, силы, время, а также позволил не финансировать всяких графоманов, их жлобов-издателей и распространителей низкопробного яркообложечного чтива.

И не надо мне говорить "за пиратство". Сам все понимаю, но считаю, что сейчас пиратство — благо, поскольку позволяет хоть как-то урезать финансовые потоки корпорациям-дерьмопроизводителям. Это уже своя осмысленная война.
Что касается авторов, создающих действительно качественную литературу, то список книг "купить при первой же возможности" у меня тоже есть.

Так что позволю себе утверждать, что книги в Украине читают не меньше, чем в "европах", но вот только "пиратски", "незаконно" и "неучтенно".
И нечего теражировать бредни всяких там говноиздателей и торговцев макулатурой — пусть они лучше сами сперва "осилят" то, что извергают бурным потоком.

В тему: О прочитанном

 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger