...

...

воскресенье, 5 марта 2017 г.

О прочитанном. Монтень. "Опыты"


5 марта 2017 г.

"Опыты". Искренняя книга. Наслаждательное, "подламповое" чтение.
По интересности похоже (для меня) на "Хагакурэ" Ямамото Цунэтомо. Но если "Хагакурэ" в целом больше свод наставлений "жизнь так, как будто ты уже мёртв", то "Опыты" – откровенные размышления интересного человека о многих жизненных вещах и ситуациях, мотивирующих жить так, будто ты ещё жив.

Забавно, что мысли, уложенные на бумагу в конце XVI века французским философом Мишелем Монтенем понятны и актуальны в моём XXI веке (например, о страхах и почему иногда не встаёт при интимной близости. Гы-гы-гы). Более того, многое из описанного воспринимается живо, словно происходило совсем недавно. Изложение настолько удачно, что кажется, будто книга говорит с тобой.



 Не раз во время ночных дежурств, когда между выходами на патрулирование объективной реальности я запойно читал Монтеня, возникало ощущение, что старший по возрасту человек, с которым давно знаком, сидит рядом у комелька (в моём случае, холодном марте, – у масляного обогревателя) и мы беседуем о жизни. О том, о чём мы даже сейчас редко говорим с нашими современниками (из-за стыдливости, либо (нередко) из-за мыслительной недоразвитости нас, сегодняшних, вообще).

 Не догмы, не бесспорные поучения, но разговор, укутывающий душу мягким пледом взаимопонимания даже через века. По мне, так "Опыты" - чтиво мистическое (не люблю это слово, но приходится им пользоваться для краткости). И некоторые события, происходящие параллельно со мной в реальности (или в параллельной реальности?) во время "опытов" с Монтенем трудно объяснить причинами обыкновенными.

Что до книги, то её спасла от уничтожения и передала в мои надёжные руки моя новая знакомая, работница пункта приёма вторсырья Надежда. Бабу Надю наш патруль как-то накрыл на торговле из-под полы контрафактным алкоголем. Полиция, протоколы, все дела. Но, как ни странно, Надя особо не бузила, и на нас зла не затаила. Просто пожелала всем нам крепкого здоровья, ага :). Нет-нет, всё было тихо-мирно, вероятно, потому, что командир патруля несколько раз до этого по-хорошему предупреждал её и просил прекратить этот "бизнес" по снабжению местного населения опасным пойлом. Баба Надя обещалась, давала честное слово, но слова не сдержала (о времена! – жажда лёгкой наживы сильнее бабкиной чести). Понятно, что Надя занималась контрабандой не для покупки какого-нибудь "майбаха" или недвижимости на Канарах, а просто чтобы выжить.

 Участие в захвате с поличным бабы Нади было моей первой "боевой" операцией и тогда, охраняя от претензий местных алкоголиков сумки с контрафактным алкоголем до приезда уполномоченных из полиции, я заметил несколько книг, что меня удивило. До этого пункт приёма макулатуры, бутылок и пластикового хламья я представлял себе как-то по-другому (собственно, я не ошибся в целом... кроме книг). Через пару дней я заглянул к этой женщине (наглость современного журналиста, да) и спросил её о книгах. "Да, - ответила она, - сдают на макулатуру книги. Бывает, что хорошие". И тогда я предложил покупать у неё "бросовые" книги. Сперва она отнеслась с настороженностью к моему предложению, однако потом решила рискнуть.
   Да, мой скромный бюджет не может конкурировать с её доходами от продажи палёной водки, но всё же.

   С тех пор у меня появилось много интересных книг по такой минимальной цене, что даже говорить об этом неприлично, считай почти даром. Большая часть спасённых книг расходится по моим родственникам и друзьям (они тоже редко покупают книги из-за их дороговизны), что-то остаётся мне.
  Фантастику я дарю отцу – он ценитель этой литературы (всё равно я тягаю книги из его библиотеки); книги по истории, литературе забирает тётка. Вообще-то я оставлял их себе, но однажды моя тётя, заглянув "с дружеским рабочим визитом" в мою вахтовую хибарку, увидела на полке среди служебных "огнеприпасов" и прочих бытовых мелочей, облегчающих походную жизнь, книги по истории Украины, России, военные исследования по итогам Второй мировой… Пришлось делиться. И обещать делиться регулярно.
   Учебники (в основной - английский) отдаю подрастающему поколению. Книги по философии интересны мне, но есть близкий человек, который их "алчно жаждет". Себе… Ну а себе я оставляю в основном словари. Но потом и их, наверное, тоже придётся подарить, если я всё же смогу уехать на длительное время в Японию. Кто знает…

 К чему я это рассказываю. Да к тому, что всё неоднозначно в этой жизни. Живя в столице, работая на хорошем месте с приличной зарплатой, я не мог выкроить ни времени на чтение книг, ни денег на их покупку. Теперь же, вынужденно вынув свою задницу из "зоны комфорта" и погнав её в странствия (пока ещё не очень отдалённые), находясь на окраине цивилизации (жители мегаполисов поймут, о чём я), и имея весьма ограниченные финансовые возможности (значительную часть заработанного соинвестирую в обучение (и проживание в столице, ага) двух молодых людей, в судьбе которых давно принимаю участие), получил достаточно времени на чтение книг и сами книги. И даже время об этом рассказать (даже тебе, мой читатель, возможно, не только из другой страны, но и с другого континента, из иной реальности).
Некоторые прочие этому даже завидуют.
 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger