...

...

пятница, 21 июня 2013 г.

Тайна одной ночи



21 июня 2013 г. 

   Для меня этот древний ритуал до сих пор остается чем-то непостижимым, манящей загадкой.
   А все началось с небольшого обмена мнениями о праздновании Купала и ритуалах Купальской ночи. В общем, все как обычно — все началось с "застольного парадокса". По ходу выяснилось, что древний славянский (языческий) праздник - Ивана Купала, который сейчас празднуется христианами (очень смешно) с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня по старому стилю) надо отмечать совсем не тогда и не так... И... Стоп-стоп-стоп! А что народ на самом деле отмечает?
Оказалось, что народ "в массе" отмечает церковный праздник — рождество Ивана Крестителя (Иоанна Предтечи).
   А вот Купалу... И вот тут начинается самое любопытное. Вообще-то Купала не имеет к христианству никакого отношения (как и пасхальные яйца-крашенки). Более того, это не просто праздник, а целый набор очень мощных магических обрядов.

Дальше очень много текста и соблазнительных картинок неприличного содержания (81+)

   После поиска и обработки многих источников, вся эта история вкратце выглядит так.
Часть вполне трезвых источников утверждает, что древний славянский праздник Купала, Солнцеворот* (укр. — Купайло, Сонцекрес, болг. — Еньовден, кельт. — Лита (Litha)) в честь бога-Солнца отмечают в день летнего солнцестояния.
   То есть, получается, что древние славяне праздновали Купала 21-22 июня — в период, когда солнце приходило в зенит. Согласно поверьям, в этот период оно проявляло свою наибольшую силу для растительного и животного мира, в т.ч. для человека. Праздник считался чуть ли не главным в году и имел огромное значение для наших древних предков, живших в гармонии с природой и подчинявшихся природным циклам. В этот праздник, по народным поверьям, вода может "дружить" с огнем, и их союз считается природной силой.

"Ночь накануне превосходит сам день Купалы по своему ритуальному наполнению"
 * Солнцестояние — астрономическое явление, представляющее собой момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удаленные от экватора небесной сферы (называемые точками солнцестояния).
Различают зимнее и летнее солнцестояние. По всемирному времени (в других часовых поясах эти даты могут отличаться на сутки) летнее солнцестояние происходит 21 июня (в високосные годы 20 или 21 июня).

В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния Солнце почти не меняет склонения, его полуденные высоты в небе почти неизменны (высота в течение года меняется по графику, близкому к синусоиде); отсюда и происходит самое название солнцестояния.


  Впрочем, как я понимаю (с точки зрения элементарной астрономии и с точки зрения обыкновенной магии), "силу" имеют несколько дней Купалы, пока солнце "зависает". Но это так, гипотеза))

Дошедшие до нас (в каком виде - неизвестно) некоторые главные обряды Купальского праздника:
Заплетание купальского деревца;
плетение венков, в т.ч. для ворожения (пускали за водой);

Девушки в Иванов день плели венки и украшали ими себя, что символизировало красоту и счастливую долю

 Фото - Задирака Александр
Прыжки через костер (очищение от болезней, зла, неудач) — для всех. Также между кострами проводили домашних животных.
Фото - Райченко Виталий

   Что касается последовательности ритуалов пускания венков и прыжков через костер, то, по логике, должно быть сначала пускание венков за водой - гадание для девушек на суженого. Есть информация, что хлопцы обычно прятались чуть ниже по течению, вычисляли венок искомой девушки и, достав его, приносили избраннице. Ну а после уж - совместные прыжки через костер (огонь как бы скреплял "выбор судьбы"). Хотя чаще встречается версия, что венок должен плыть свободно и по его "поведению" определялось личное будущее девушки.
   Также встречается упоминание о том, что помимо девичьих венков за водой пускали плотики с зажженными свечами или лучинами.
  При этом на свечу или лучину наговаривали свое сокровенное желание или, к например, просьбу об избавлении от хворей и болезней, всяческих неудач, различных бытовых проблем и т.п.
  

Фото - Корольков Евгений

 Фото - Андреев Александр


Магические обряды знакомства и обручения (а также и зачатия — считалось, что это время для счастливого создания крепкой семьи, а ребенку, зачатому в купальскую ночь, передавалось часть могущества Природы, Космоса);
   Одинокие девушки, несчастные в любви, дабы приворожить избранника, в полночь на Купалу должны трижды обежать вокруг ржаного поля. Обнаженными. Считается, что пока голая красавица бегает кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.
 

 Парные прыжки молодых парней и девушек, взявшись за руки, через костер — огонь как бы соединял пару на долгую счастливую совместную жизнь. Если девушка и юноша расцепляли руки во время прыжка — совместная жизнь будет неудачной и тогда подыскивали себе другую "половинку";

Также один из общих обрядов: пылающее колесо катили с холма в реку — поворот лета на осень. Хотя самое взаправдашнее лето только начиналось.

Фото - Шеремет Владимир


   Но, главное, - найти цвет папоротника. Поиск этого мощного магического артефакта - занятие забавное, если в ближайших "кущах" с девушкой. А если самому в полночь, да самую чащу леса... По дошедшим до нас свидетельствам - обосраться от страху можно недетский экстрим.
Могло начаться как бы и безобидно))
Фото - Тимощук Сергей

А потом... Ну, кхем, по-всякому за цветок платить приходилось))

 Фото - Катин Денис

  Кстати, (на всякий случай, если чо) цветок папоротника — мифический цветок. По поверьям, папоротник цветет лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы. Согласно поверьям, сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает необычные возможности. Он может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы (надо приложить цветок к запорам и замкам), владеть дУхами, становиться невидимым и принимать любое обличие.
   Аttention! Найти цветущий папоротник очень трудно, тем более что черти при этом всячески препятствуют и запугивают.

Считается, что в зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой и животные. А травы этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.

   Поэтому после поисков в ночном лесу обычно выполняли ритуал купания в росе и водоемах обнаженными чтобы смыть внезапный испуг:))
Фото - Малова Диана

Купало считалось праздником очищения: пройдя через очищающие огонь и воду, а также росу, которая исцеляет, человек становился недоступным для болезней и злых сил на целый год.;

Фото - Стадник Владимир 


Встреча купальского Сонлнца




Утро Купала в Карпатах
 
 Фото - Шупляк Олег

Сбор целебных трав (на рассвете надо собрать 12 трав). "Нужные" (целебные) травы обычно знали и собирали пожилые люди и ведуньи, "травницы", а девчонки — в основном всякие любовные (в целом — как бы безопасные) приворотно-отворотные растения);

 Фото - St-Art

 Фото - Лаудин Дмитрий
*
**
*
Немного теории
   Все этим пользовались и всем было хорошо, но тут откуда не возьмись появилась христианская церковь и создала некий хаос, а затем - свой закон.
Вот как описывает это празднество, дошедшее с языческих времен, псковский монах Памфил (16 век):
"Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмянется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гуденьем струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киваньем, и устами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топанье; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление".
Как бы там ни было, но как гласит древняя педагогическая мудрость, если "школотскую" пьянку нельзя предотвратить, - ее надо возглавить. Поэтому церковь, не сумев силой сломать народный дух и отменить "непотребство", хитростью взяла свое, создав новый, "целомудренный" праздник. И обосрала людям всю малину.
Вот в этом месте возникает ряд "непоняток".
   1. После крещения Руси обряд был приурочен к отмечаемому церковью 24-го июня (по старому стилю) Рождеству Иоанна Крестителя. Объединив в себе традиции христианства и язычества, получился праздник Ивана Купала.
По нашему календарю этот праздник как бы сдвинут на 7 июля. Получается, что с сильным опозданием, "в свинячий голос".
И ладно бы это касалось только института церкви.

   2. Сейчас появилось много разных народных течений, пытающихся возродить славянскую веру и традиции. И почему-то ряд представителей этих течений "сносят" Купало на 24 июня. Другие же упорно утверждают, что Купала - 7-го июля, иниибет. Парадокс!
И хотя следующий текст дает кое-какие разъяснения, но тоже вызывает сомнения:

"Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий — летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния – это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 – 3 дней назад и 7 – 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала". 
  Вот теперь попробуй вычислить, когда же самые колдунские сутки в году?!?

   Это не только академический интерес. Помните, во времена "победившего социализма", да и сейчас еще народ считает "сказочками" т.н. ритуал заговора воды. Оказывается, сказка ложь, да в ней намек — ученые серьезно спорят относительно существования эффекта "памяти воды".
   Пока они спорят, колдуны, шаманы, знахари его используют. Что-либо утверждать относительно эффективности этих методов не буду — не знаю, ибо не специалист в этой области. Но если это ерунда, то почему же спорят?

   То же и с Купалой. Надо как-нибудь попробовать — реально "сила" или просто красивый древний ритуал?

Время зажечь костры 
Текстовая и фотоподборка на тему Купалы, как попытка виртуально воссоздать мистическо-эротическую атмосферу "купальских суток".  

Время зажечь костры
(с) Илья Гутковский 
 Время зажечь костры,
Время плясать на углях,
С нами дикая ночь,
С нами огонь вина.
Это наша слабость,
Скажет пьяный художник,
Это наша судьба,
Добавит старый шаман.
Время согреть холод,
Время забыть память,
Время, на время оставить,
Праведный воли полдень.
Красных углей пропись
В дикую ночь светом,
Глаз усталую прорезь
Хмелем размажет по ветру.
В дикую ночь слепую
Нас убаюкает сладость,
Там, где наша судьба,
Нам ничего не осталось,
В гари закатного плена,
В тлене прошедшего дня,
Кроме золы неба,
Кроме жара вина.

Забавная байка (беларусская) о поисках цвета папоротника

"Очевидцы утверждают, что дело происходит так: за несколько секунд до наступления полночи в самой глухой чащобе из сердцевины большого куста папоротника выстреливает тонкий и длинный стебель. На конце этого стебля, который непрерывно колышется и извивается, начинает стремительно набухать большая почка, которая ровно в полночь лопается с громким и звонким щелчком, раскрываясь в прекрасный алый цветок. Цветок сияет неземным светом, от него словно летят искры, лепестки его шевелятся и выгибаются от огромного внутреннего напряжения, стебель-стрела мечется среди резных листьев. Но через миг чья-то неведомая рука с сатанинским хохотом срывает цветок, выхватывая его буквально из-под самого носа у счастливчика, наблюдавшего это чудо. И тьма вновь окутывает чащу. Чья лапа срывает цветок, понятно — нечистой силы. Именно она старается лишить человека чудесного свойства видеть землю насквозь. Дело в том, что "папарать-кветку" искатели приключений стараются сорвать не для букета, а для обретения волшебного дара обнаруживать все клады, сколь бы глубоко и тщательно они ни были зарыты. Мало того, сорвавший цветок не будет знать отказа у женщин и получит в свое распоряжение нечистых духов леса, перед которыми будут пасовать все правители мира. (Источник)

Купальский костер в представлении церкви
    Так называемый "игумен" Игнатий в интернет-газете "православного" культа утверждает, что:
"... Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно "подпиталось" и не "умерло" (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям — кратчайший способ доставки энергии жертв на "небо". Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры — это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер — это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом "боги" избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?). После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное "оплодотворение" — совокупление со случайным партнером и было кульминацией "чудесной и таинственной" ночи Купалы".

   Вот так, ни больше, ни меньше: через костер до изнеможения, самого слабого — в костер. Не знаю, как кому, но мне сразу завоняло инквизицией и христианским "очищением". Вот уж, правда, — заставь дураков богу молиться, так они и лоб разобьют. Причем, не только себе, но и окружающим.
   Если у древних славян надо было для очищения только "пройти" сквозь огонь, то христиане предпочитали сжигать людей полностью. Обязательно — живьем. Так кто после этого дикари и язычники? Для справки: Число сожженных только католической церковью (инквизицией) до сих пор точно не определено. Некоторые современные исследователи оценивают общее число жертв инквизиции — до 10 млн чел. Вот такое вот Великое Добро и Любовь. И это цифры без учета крещения Руси, многолетних "подвигов" православной церкви и т.п.
Но "игумен" жжет аццким нопалмом, поэтому еще процитирую.


   "... Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники: "Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие праздники не пускали) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь), обсуждая с "кумушками" его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых. Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета — и.И.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде". О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая "специфичность" своих рекомендаций, спешат добавить, что это "… не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам", и что "детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой". Вот она, полная правда о "безобидном", "народном" празднике. Купала — день "узаконенного" блуда".
Но достаточно рукоблудной поповщины.

Следующий текст (уже не помню, где выдрал. Найду — поставлю ссылку) дает некоторые разъяснения относительно "смежных" праздников у соседей по континенту и указывает на дату Купалы — на 21-22 июня.

 Фото - ANYA BOUNTY
   Но опять у меня какие-то смутные сомнения возникли.
Лита — кельтский праздник летнего солнцестояния Кельты праздновали Литу (Litha) – солнцестояние, Середину лета. Лето для них начиналось Бельтайном 1 мая (Майский день) и завершалось Лугнасадом 1 августа). На фестивалях Литы органичным образом сочетались труд и досуг, обряды и развлечения, свадьбы и общение с духами, гадание и ворожба. Празднующие Литу украшали себя и жилища ветками, гирляндами и венками из цветов. Обязательными растениями на летнее солнцестояние были: зверобой, береза, фенхель, заячья капуста и белые лилии. Люди выходили петь, танцевать и водить хороводы, а также участвовали в ритуальных церемониях. К вечеру шли в ближайшую рощу, чтобы оставить для фей и эльфов приношения из еды и душистых пряных трав (последние, по поверьям, обладали особой магической силой, если были собраны на Литу).

   С наступлением темноты устраивались факельные шествия и костры, которым также приписывалась магическая сила.
Даже угольки из костра на Литу сохраняли и использовали позже, чтобы исцелять раны и отводить непогоду в период сбора урожая. В июне собирают первый мед, поэтому июньское полнолуние называлось медовым месяцем.

Прыжки через костер, по верованиям древних, могли обеспечить процветание и защиту всей семьи. Влюбленные, взявший за руки, прыгали через огонь трижды, чтобы их брак был счастливым, богатым и многодетным.

   После гуляний на Бельтайн многие пары ожидали прибавления, и конец июня был временем массовых языческих свадеб. Таким образом, понятие свадьбы было тесно связано с медовым месяцем июнем, и уже позднее превратилось в традицию, которой мы с удовольствием следуем и сейчас. Любопытно, что июнь до сих пор является самым популярным месяцем для бракосочетаний во многих странах.
На фото - колдунский алтарь (в сборе) для ритуала Лита. Использовался для самоочищения... и кое-чего другого. Ну, ведуньи - в курсе, а обывателям - красивая картинка)
Германские и скандинавские празднования летнего солнцестояния
   Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. Впоследствии эти праздники в разных странах получили название Иванов день или Иванова ночь (от национальной версии имени Иван). Смысл ритуалов на Иванов день совпадает со смыслом Литы: это приветствие союза Солнца и Земли, призывы будущего урожая и благополучия, отпугивание злых духов.
   Для празднований Иванова дня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы поклонения воде (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в Скандинавии), которые сейчас уже фактически ушли в прошлое.
   На Иванову ночь никто не ложился спать, люди гуляли и развлекались, веселились и праздновали до рассвета.
   Некоторые ритуалы Иванова дня живы и поныне, в Скандинавии, Прибалтике и других европейских странах проходят народные гулянья в период между 19 и 25 июня.

Время борьбы с ведьмами 
   В Испании ночь с 23 на 24 июня — праздник Noche de San Juán (el Bautista) — Ночь Святого Хуана, или Ночь святого Иоанна. Одна из его главных традиций — жечь священные костры. Праздник посвящен изгнанию злых духов с помощью священного огня и ритуальных танцев. День Сан Хуана настолько популярен, что проводится как в крупных городах, так и в маленьких деревеньках.
  В Испании это еще и начало купального сезона (для местных).
По всей Испании хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой игристое вино "кава".
Ближе к вечеру надо прийти на пляж, желательно большой компанией друзей или родственников, зажечь костер — целью этого ритуала является "дать больше сил солнцу" во время летнего солнцестояния. Кроме того, считается, что в огне сгорит все плохое (раздачу дров, говорят, устраивают местные власти забесплатно, но еретика надо своего приводить (шутка)). Можно прыгать через костер, бегать вокруг и поводить хороводы. Можно приготовить на нем еду.
   В полночь можно начинать купаться в море. В эту ночь, по преданиям, совершаются чудеса, вода приобретает целебные свойства.
   Если купаться не хочется, то надо хотя бы умыться. Согласно местным поверьям, если искупаться в море в ночь святого Хуана, то весь год будет сопутствовать удача.
   В празднике принимают участие и взрослые, и дети. Он длится всю ночь, поэтому следующий день делают выходным.

Звездный праздник

   В Японии ночь с 6 на 7 июля — праздник любви — Танабата (фестиваль звезд, звездный праздник). По легенде прекрасная Орихимэ (прядущая принцесcа) и Хикобоси (пастух) — звезды Вега в созвездии Лиры и Альтаир в созвездии Орла — встретились и полюбили друг друга. Недовольный тем, что дочь позабыла о работе, отец Орихиме разлучил влюбленных, разделив их по обе стороны Великой Реки (Млечного пути), запретив им встречаться чаще одного раза в году — в седьмую ночь седьмого месяца.
   Особенно популярен праздник у молодежи. Вечером, юноши и девушки, облачившись в легкие летние кимоно (юката), начинают празднование, надеясь на исполнение всех загаданных желаний, большинство из которых — надежда на встречу с единственной и неповторимой любовью.


   На деревьях, на стенах домов вывешивают листочки цветной бумаги с короткими стихами или именами, бумажные фигурки юноши и девушки. Полоски бумаги прикреплены к веткам бамбука, ведь его листья олицетворяют преданность — как раз к празднику влюбленных.


Древнерусские праздники летнего солнцестояния
На Руси перед солнцестоянием отмечали Русальную седьмицу, чествуя русалок – духов рек и озер.

Фото - Коршунов Александр
Эта неделя была тесно связана с поминанием предков, из-за существовавшего с древности европейского обычая справлять по рекам сожженный прах воинов на ладьях. Непосредственно в день солнцестояния на Руси отмечали Купалу – окончание весны и начало лета с его первым месяцем Кресенем.
   Ритуалы Купалы очень похожи на ритуалы Иванова дня и Литы, что вполне естественно, учитывая общие исторические корни европейских народностей. Древние русы плели венки, пили сурью (медовый напиток), прыгали через костры, приносили жертвы воде и огню, собирали целебные травы, совершали ритуалы, призывающие урожай и "очищающие душу и тело" омовения в реках, озерах и ручьях.
 Существует поверье, что в Купальскую ночь, русалки, приняв человеческий облик, выходят на берег полюбоваться издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его.
Фото - Микус Альфред "Русалка"
Сразу же после дня солнцестояния наступал солнцеворот, который длился 3 дня и во время которого праздновался целый цикл жизненных перипетий бога Перуна: от рождения до смерти, затем магического воскресенья и предстоящей победы над Скипером-зверем. Перун – один из самых важных богов у древних славян, покровитель воинов, ведавший силами природы и небесным огнем.
 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger