...

...

пятница, 11 марта 2011 г.

Культурные впечатления


11 марта 2011 г.

Подозреваю, что землетрясение и цунами в Японии как-то связано с тем, что в кои-то веки я с любимой женщиной выбрался на культурное мероприятие. Прям среди недели сделали себе выходной и пошли в Украинский дом позырить на новый художественный проект Art Expo Ukraine.


Если честно, хождения по современным арт-выставкам для меня вообще не свойственны (кроме ежегодного посещения Андреевского спуска в День Киева). Скучно мне там, впечатление такое, что я все это уже много раз видел. Нет действительно новых решений, интересных, впечатляющих идей. Или просто не вижу их. А к пинчуковским "избранным" выставкам-инсталляциям и ебанутым на всю голову привозным "мытцям" испытываю непреодолимое отвращение.
А вот на Art Expo Ukraine пошел, несмотря на платный вход и все вышесказанное. Наверное, подкупило сообщение, что в экспозицию вошли собрания более 50 украинских галерей и частных коллекций. А, может, купился на спецпроект "Любовь. Комсомол. Весна" и обещанную возможность погрузиться в атмосферу советской эпохи. А обещано было много: и то, что экспозиции будут перемежаться инсталляциями "из периода СССР": автоматами с газировкой и прочей другой мишурой, типа буфета "Дефицит". Плюс, трансляция на плазменных экранах хроники того времени, фильмов, музыки. Возможно, в день открытия это все и было... Но вот когда я был там, то почти ничего из ожидаемого не увидел. Обман, везде обман.
Нет, я не ностальгирую по "совку", поскольку еще не успел забыть многие его "прелести", но интересно было: а) на сколько качественно организаторам удастся воссоздать тот период; б) собственная реакция на погружение в прошлое.

Моя оценка организации мероприятия "советского периода" в целом — реальное говно. Я бы безжалостно вышвырнул с работы "организаторов" этой экспозиции в связи с некомпетентностью и отсутствием творческого подхода к делу.
Нельзя так шаблонно и тупо работать. Во всяком случае, не в этой сфере. Во все, даже в работу, нужно немножко играть. Например, я, покупая входные билеты, походу творчески сторговался с билетершей. Билеты для взрослых стоили 30 гривен, для школьников, студентов, и пенсионеров — льготные, по 15 грн. Я потребовал себе льготный. На возмущенный вопрос билетерши, какое я имею на это право, уверенно ответил " А я — старый пионЭр!". Она оценила юмор и я получил желаемое.

Из "советского периода" этой выставки я притащил тебе, читатель, следующий небогатый хабар (все изображения кликабельны).

Картины с Гагариным (первый в мире космонавт) — 2 шт.

Картина с пионЭрами в Артеке — 1 шт.

Изображение свадьбы советского периода. Думаю, что в маленьких населенных пунктах нечто похожее еще можно увидеть "живьем".

Еще некое подобие комнаты-кабинета 50-х годов. Очень слабенько. Ну, блин, обои-то можно было изобразить?
Если мне не изменяет память, то такой же черный телефон валяется у меня на чердаке дачного дома. А еще у меня есть советский походный складной будильник (даже еще на ходу), и чемодан с железными уголками. И еще кое-какой хабар.

Юбилейные вазы. Вещь декоративная и в хозяйстве бесполезная.

Агитационные плакаты. Некоторые не утратили актуальности и сегодня. Особенно сегодня.

Две картины, две истории
Нет худа без добра. Если "советская" выставка была откровенно провальной, то среди других экспозиций я все же нашел для себя кое-что интересное. Тут же замечу, что организаторам еще нужно учиться, учиться и учиться показывать товар лицом.

А теперь об интересном. Интересный творческий прием использовали художник Игорь Судак и писательница Елена Рог. Каждая картина сопровождалась текстовой "подводкой". Я не берусь оценивать художественную ценность полотен, но, на мой взгляд, картины мрачноваты, а тексты — слабоваты. А вот идея сочетания картин и текста понравилась. Хотя, нечто похожее я видел на картинах японских художников. Но все же считаю, что в данном случае сравнивать их будет некорректно.
Кстати, пару книжек с эссе Елены Рог мы купили. Первое же эссе, которое я успел прочитать, мне понравилось, а потом книжку у меня бесцеремонно забрали со словами: "быстро прочитаю и отдам". Так что пока терпеливо жду своей очереди.

Я попробую воспроизвести здесь пару понравившихся работ "в комплекте", хотя и без разрешения авторов.

Одиночество

Человек один рождается и один умирает. Но пока живет, инстинктивно ищет комфортное окружение, чтобы не было так одиноко. Одиночество — это когда вокруг тысячи людей, а окликнуть некого. Когда есть телефон, а звонит только будильник. Когда ты знаешь, где лежат все твои вещи. И когда некому сказать, как тебе было "хорошо" одному...

Это вовсе не уединение, а внутренняя опустошенность. Эмоциональный вакуум. Маленькая смерть. Ты — есть, и тебя — нет. Никто не пишет и не звонит, не интересуется твоим здоровьем, мнением и настроением. Отверженность, изоляция, отчаяние. Жизнь как будто заключила тебя в камеру-одиночку. И ты отбываешь свой срок. Ты настолько неустроенный внутри, что готов чувственный сквозняк принять за большое чувство. а твоя половинка бродит где-то среди ненужных особей...

Одиночество от слова один. Одному прожить можно, но сложно. Грустно и обидно. Словно мир объявил бойкот. Тебя почему-то никто не выбрал, не захотел разделить с тобой свое время и пространство. Единственное, что не покидает человека никогда, — его тень, его эхо и его отражение в зеркале. Но как же страшно остаться с этим всем наедине... недаром отшельники приравниваются к святым. Надо иметь огромное мужество, чтобы уйти от людей по собственному желанию.
Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало, — говорил великий Омар Хайям. Не всегда. Иногда так отчаянно хочется разделить свое одиночество хоть с кем-нибудь.
"Лучше, чем ничего" — это когда одиночество вдвоем и одиночество в толпе. Так бывает. Когда и друг оказался вдруг, и любимая просто случайная. И окружение чужое и ты словно рыбка в воздушном шарике, наполненном водой. Уязвимая и беззащитная. И твой иллюзорный мир может лопнуть от любого неосторожного прикосновения...

В математике единожды один всегда один. А в жизни?
Есть трогательная история о путешественнике, которого шторм выбросил на остров. Он очень страдал и тяготился своим одиночеством. Вокруг было только море, только волны, а все человечество было так далеко. Но однажды его нашли спасатели, посадили на свой корабль и отправились к людям. Ему казалось, что сердце выпрыгнет из груди и поплывет впереди него. Но по дороге ему рассказали, что в море есть заброшенный маяк, на который очень нужен человек, который будет жить там, чтобы сигналить кораблям, дабы они не разбивались о рифы. И только что вырванный из лап одиночества путешественник согласился остаться на этом маяке. Казалось, ничего не изменилось, Он по-прежнему был один в море, человечество было по-прежнему очень далеко, но теперь он делал важное дело и совершенно не чувствовал себя покинутым и одиноким. Он был нужен и он был счастлив.
Просто каждый человек, заботящийся о другом, уже не может быть одинок...
(с) Елена РОГ

Свечи
Кто-то увидит здесь глобальное потепление. Когда плавится воск и асфальт. Трудно дышать и думать. Кто-то — глобальное унижение, когда даже свечи опускаются в полоне: чего изволите?
Тут каждый увидит что-то свое. Трудоголик — себя, уставшего после работы. Дон Жуан себя после бурной ночи. Пессимист — свое настроение. А философ увидит свечи, не выполнившие свою миссию — развеивать мрак.

Есть печальная история о том, как человек в конце жизни обратился к Высшим Силам с вопросом, в чем был смысл его на земле. А ему ответили: "Помнишь, однажды тебя попросили передать солонку? Ты передал. Вот это и все..."
Грустно, конечно, прийти в мир с такой мелкой миссией. Но еще грустнее остаться подающим надежды. Иметь талант и не реализовать его, как говорят "зарыть в землю".
Талант — не семя, из земли не прорастет.
Предназначение свечи — гореть, человека — творить. Не передавать солонку, а, как минимум, добывать соль.

Есть цветы, которые не цветут и не пахнут. Птицы, которые не поют и не летают. Люди, которые не греют и не радуют. И свечи, которые не светят. Вы посмотрите, какие золотые канделябры, ручной работы салфетка и — поникшие, неприспособленные свечи. Словно люди, рожденные с золотой ложкой во рту, получившие от жизни аванс и не пожелавшиие или не сумевшие ничего отдать взамен.

... Самое интересное, что художник хотел сказать этой работой совсем другое.
Это его тоска по будущему, до которого мы не доживем. Споткнемся об один из дней этого века и останемся, а будущее, чужое и недоступное, будет без нас.

Я заглянул к себе ночью в окно
И увидел
что меня там нет
И понял
что меня может не быть (с)

Жизнь — это свеча, оставленная под открытым небом. Слабый огонек, который в любой момент и дождь зальет и ветер задует. Но если все складывается удачно и свеча благополучно догорает и гаснет сама, выпустив, словно душу, прощальную ниточку дыма, то — велика ли в итоге разница? Мерцал огонек — и нету. К сожалению, краткость — сестра не только таланта, но и жизни...

Ты словно заскочил на ходу на подножку мчащегося куда-то мира, привык к нему, освоился, а уже идет проводник-время и дальше положенной станции проехать не даст, как не проси. Ну кто придумал, что все должно заканчиваться, и свечи не могут гореть вечно?

Это мнение художника, но пусть каждый увидит свое.
(с) Елена РОГ

Не понял, но забавно
Бронзовое творчество Феликса Бетлиемского осталось мною непонятым, но некоторые работы позабавили. Например, шедевр "Укрощение строптивого". Внимательно рассматривал, много думал...

А куклы Виктории Чичинадзе меня покорили, хотя я уже давно вышел из кукольного возраста.

Интересные открытия
Очень понравились работы "фэнтезийного" художника Александра Фандикова. На это действительно стоит посмотреть. Яркие, добрые, необычные. Очень хочу себе такую картину.
Я бродил между полотнами, косясь на строго вида тетку, по-видимому, бдящую картины, не решаясь фотографировать работы — часто это строго-настрого запрещено. Наконец, я не выдержал, решительно подошел к "вахтерше" и спросил, можно ли сфотографировать несколько работ. Она меланхолично ответила, что, наверное, можно. Потом вдруг подскочила со стула со словами: "Гениально! Фотографировать! Что ж я, дура, сижу-то!", быстро достала фотоаппарат и принялась лихорадочно "щелкать" картину за картиной со счастливым выражением на лице. Проходя, она сделала мне комплимент: "Какой вы молодец, что подсказали это сфотографировать! А то я сижу, страдаю, никак насмотреться на эту красоту не могу!"

К сожалению, мне не удалось передать цветовую насыщенность, но вот хотя бы приблизительно...

КрИатифф!
Это суперкреатив — "банкнотные" картины художника Руслана Кутняка из серии "Власть и деньги" — портреты политиков, выложенные из фрагментов купюр: "сотовый" Ющенко, Янукович, Порошенко, Ахметов, и Леонид Черновецкий (Ленька Космос).
Фрагмент...


Подводя итог, скажу, что, несмотря на хреновую организацию, позитивных впечатлений от выставки получил достаточно. Если у вас будет возможность, рекомендую сходить — там есть на что посмотреть. Выставка будет работать до 17 марта.

Читайте также:
Осенняя прогулка по Киеву
Прогулка по камням
В чаще лесной
 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger