...

...

четверг, 27 апреля 2023 г.

На твоей стороне


26 апреля 2023 г.

    Это сложно перевести, трудно объяснить, ещё сложнее - передать, как сам чувствуешь. И каждый раз, пытаясь снова и снова воспроизвести смыслы и ритмику текстов из своего мира, от которых у тебя иногда перехватывает дыхание, - так силён эмоциональный отклик, - понимаешь своё бессилие и неспособность "повторить" так же просто и удачно на другом языке. 

     Бывает, что долго искомое, соответствующее твоим внутренним ощущениям, мыслям и образам не найдёшь среди "массовых" вещей. Но вдруг оно отыскивается в культурном андеграунде. Так случилось и с песней "На твоей стороне".

Александра "Кладбище"

>   Пусть и давно знаком с творчеством "клубной" поэтессы и музыканта Саши "Кладбище" (ну да, такая уж она вся готически мрачноватая по жизни), играющей со своей группой "мрачный кантри", но последние их вещи меня удивили. Да, давно их не слышал, - музыка музыка стала значительно профессиональней. Но не это заставило ощутить мороз по коже в песне "На твоей стороне". То, что спела Александра с какой-то детской серьёзностью, вдруг оказалось очень близким.

   Да и сама песня - это не только о войне в Украине. Это уже на уровне понимания современных мировых "раскладов".

 Там целая гамма чувств - от тревоги и сопереживания до холодной решимости. И спокойно-философской готовности "дойти до края и пойти за край". 

   Как об этом понятно сказать тем, кто не пережил это глубоко в себе? И обращение к своей стране "мала" (малая - так мы иногда неформально и любя называем своих дочерей, младших сестёр или просто близких нам женщин), стране, которая моложе многих из нас, это не снисходительное - это очень интимно-дружеское, и одновременно  - осознанные ответственность и личное участие в происходящем. Поэтому предпочёл украинское "мала" российкому вульгарно-грубому "малая".

   А вот "буду на твой стороне" в переводе на русский сознательно не использовал - показалось каким-то "пластиковым"  - заменил громоздким, но более адекватным "буду рядом, буду за тебя".

   Короче говоря, первод вышел корявым, но кое-что мне всё же удалось. Так думаю.


Не плачь, мала!
Бывает страшно нам всегда,
Когда твой дом - уже не дом,
Когда в огне сгорает город

Не плачь, мала
Слетает пепел, словно снег.
Но мир не стоит слёз твоих,
Держи меня за руку крепко.

Запомни, что тебя я не предам
Хоть иногда у нас бывают ссоры
Когда дойдёшь до края или же за край
Я буду рядом, буду за тебя

Стреляй, мала!
Орудия готовы!
Ведь этот мир так любит нас...
              ломать,
И потому - ламай его сама.
Давай, мала, - 
Дай волю внутреннему зверю
Те, кого предали, доверье
Не променяют на слова

Когда пойдёшь, куда идти нельзя,
Когда тебя раздавит от эмоций,
Когда весь мир вдруг отвернётся от тебя - 
Я буду рядом, буду за тебя

Вставай, мала, не раскисай!
И сильной быть ты привыкай,
Самим себе теперь нам
Назначать свои пределы. 
В могилу мертвецов, настал тот миг - 
И если всё вокруг горит,
То лучше быть
Зачинщиком пожара!

Я вижу море в отраженьи твоих глаз.
Смотрю, как свет играет волосами.
Когда ты заберёшь моё дыханье навсегда,
Я всё ещё останусь рядом, буду за тебя

И твой корабль найдёт по звёздам путь
Нет тех границ, где мы бы не прорвались!
Ты только помни то, что я тебя люблю...
И что всегда я буду рядом!
Я буду рядом, буду за тебя!

***
   И чтоб два раза не вставать. Ещё одна композиция группы, где голос Александры - бэк-вокалом. Но тоже мне понравилось.

 
 

3 коммент. :

Анонимный комментирует...

Сильная песня…
Ирина

Анонимный комментирует...

сильно як, аж сльози на очах

Алёха on 27 апреля 2023 г. в 20:12 комментирует...

Да.

.

 

Сундук хабара Designed by Шаблоны для Blogger